Безынерционные катушки — мифы и реальность. Часть 1

Каждый раз перед покупкой новой безынерционной катушки перед рыболовом встает вопрос: какую выбрать? Количество различных моделей на прилавках магазинов просто огромно, от миниатюрных для ультралайта до массивных морских. Цены тоже разнятся от нескольких сотен до десятков тысяч рублей. Если послушать мнение продавцов рыболовных магазинов или покопаться на форумах в интернете, то складывается однозначная картина: хорошая спиннинговая катушка должна быть мощной, легкой, обязательно иметь в механизме «черную пару», максимальное количество подшипников, передний фрикцион, а бортик на шпуле должен быть покрыт нитридом титана. Большинство из перечисленного действительно присуще хорошим катушкам, но насколько все это сказывается на рабочих качествах катушки в реальных условиях? Попробуем разобраться.

Чёрная пара

Стоит отметить, что далеко не все рыболовы, чье мнение по этому поводу можно прочитать на форумах или в печати, хорошо представляют себе, что это такое. Поэтому в двух словах поясним. Чаще всего в механизмах катушек используют шестерни, изготовленные из цветных металлов — бронзы, твердых сплавов алюминия. Но есть модели, в которых ведущая и ведомая шестерни сделаны из высоколегированной стали. Такой узел и принято называть «черной парой». Так как сталь по прочности превосходит любые цветные металлы и их сплавы, то присутствие в механизме черной пары можно, казалось бы, только приветствовать. Она резко увеличивает прочность главного узла, а значит, повышает мощность и надежность катушки. В теории так оно и должно происходить, но на практике не все так радужно. В процессе производства и при эксплуатации таких механизмов возникает много проблем.

Само производство деталей из твердой стали дело достаточно сложное и, следовательно, более дорогое. Далее, две стальные детали, даже изготовленные на высокоточном оборудовании, притираются друг к другу очень медленно, поэтому, хотя бы небольшое биение узла сохраняется долго. Чтобы оно не приводило к разрушению посадочных мест подшипников, корпус приходится делать из прочного металла, который просто не может быть легким. В результате получается мощная, но весьма тяжелая катушка. Практически все подобные модели отличаются характерным похрустыванием при вращении ручки, которое не исчезает в течение всей эксплуатации.

Первые подобные катушки появились еще в начале 80-х годов. Их разработкой и изготовлением занимались корейская фирма Bando и японская Rioby. Изначально катушки с черной парой производились для морской ловли в отвес и береговой ловли на крупные приманки. То есть для тех видов ловли, при которых механизмы катушки подвергаются максимальным нагрузкам. Однако использование стальных деталей в катушках, предназначенных для ловли в соленой воде, потребовало защиты их от коррозии. С этой целью такие детали стали покрывать антикоррозийным напылением, которое имеет черный цвет. Отсюда и возник термин «черная пара».

На нашем рынке такие катушки появились приблизительно лет 15 назад и стали пользоваться большой популярностью. Можно сказать, что словосочетание «черная пара» оказывало — а на некоторых рыболовов и до сих пор оказывает — просто магическое действие. Продавцы рыболовных магазинов уверяли, что такие катушки совмещают мощность мультипликатора и удобство безынерционки.

Это, конечно, было преувеличением, но тягловые показатели у таких моделей были действительно выше. Однако быстро выяснилось, что это далеко не всегда является бесспорным достоинством. Зная, что катушка обладает большой мощностью, многие рыболовы применяют силовое вываживание, в результате или перегружают удилище, или просто «выключают» его и выкачивают рыбу катушкой, что тоже далеко не лучший вариант. Подобное насилие над снастью обычно заканчивается или обрывом лески, или сходом рыбы, так как удилище уже не гасит рывки. Но это в лучшем случае, в худшем — поломкой удилища или заклиниванием катушки.

Надо отметить, что, дабы избежать поломок, к силовому вываживанию всегда надо подходить очень осторожно. Неслучайно на большинстве катушек известных фирм фрикцион невозможно затянуть полностью — при критической нагрузке он проворачивается. Такая предосторожность просто необходима: она помогает избежать разрушительных нагрузок на узлы вне зависимости от их конструкции.

На сегодняшний день «черная пара» как таковая на катушках, предназначенных для обычной спиннинговой ловли, практически не применяется. Во всяком случае, таких моделей нет в линейках ни у Shimano, ни у Daiwa.Тем не менее этот термин иногда встречается в рекламе катушек этих фирм. В частности, лет пять назад в рекламном проспекте шимановской катушки Twin Power серии F была напечатана информация, что на ней стоит «черная пара». Мы с друзьями не удержались и проверили. Разобрали эту модель: шестерни действительно были черные, но изготовлены они были из твердого сплава алюминия с напылением черного цвета. После этого вопрос о «черной паре» у нас больше не возникал.

Сколько нужно подшипников и каких?

Похоже, вопрос о количестве подшипников в катушках в последнее время волнует наших рыболовов несколько меньше, чем раньше, однако производители, в основном китайские, все равно продолжают наращивать подшипниковооруженность своих изделий. Если раньше число «шаров» доходило до 12, то сейчас уже встречаются модели с 15, и это, видимо, не предел. Впрочем, увеличение числа подшипников можно только приветствовать, но только если при этом соблюдается ряд условий.

Известно, что стоимость хороших подшипников в 6-10 раз выше, чем низкокачественных. Поэтому некоторые производители считают, что им значительно выгоднее поставить в катушку 10-15 дешевых подшипников, чем 4 высококачественных. На сегодняшний день можно сказать, что 4-6 хороших подшипников вполне достаточно для нормальной работы спиннинговой катушки в течение длительного времени.

Как следует из каталогов, последние серии катушек как Daiwa, так и Shimano оснащаются подшипниками с шариками, имеющими специальное антикоррозийное покрытие. Возможно, это решение действительно имеет смысл, но также не исключено, что это всего лишь рекламный ход, так как высококачественные подшипники и сами по себе имеют очень большой ресурс. За все годы ловли на моих катушках был только один случай, когда в хорошей модели Shimano из строя вышел шарикоподшипник в ролике. Впрочем, до этого он исправно проработал 6 лет и проблемы появились только из-за того, что я вовремя не смазал его после поездки на Нижнюю Волгу. В тех местах много песка, мелкие частички которого нередко попадают в механизм катушек.

Кстати, мелкая песчаная пыль, пожалуй, самая опасная вещь для катушки любого класса. Чтобы бороться с этим, делались попытки изготавливать даже полностью герметичные модели. Такую в свое время выпустила Daiwa. Это катушка Force, в которой изолирующие прокладки стояли везде, где только возможно. Проникновение внутрь воды полностью исключалось, о пыли сказать сложнее, но и цена катушки была соответствующей.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яндекс.Метрика