Безынерционные катушки — мифы и реальность. Часть 2

Силовая или скоростная?

При выборе катушки нередко встает вопрос о разнице между силовыми и скоростными моделями. Главная проблема здесь в передаточном числе катушки. Надо сказать, что первые скоростные модели из тех, что сейчас применяются в матчевой ловле, появились значительно раньше самого этого вида ловли. Одной из первых такие катушки начала делать фирма Mitchell, выпустившая серию «Кварц». Катушки этой серии имели передаточное число от 4,2 до 7,2 и предназначались для ловли форели в горных ручьях. Особенность такой ловли в том, что если проводка идет против течения, то скорость подмотки должна быть минимальной: работе приманки помогает поток воды. Но при забросе вверх по течению, что при ловле форели предпочтительнее, скорость подматывания должна быть максимальной, чтобы компенсировать скорость потока.

Когда матчевая ловля стала набирать популярность, в ней поначалу использовались обычные катушки. Однако быстро выяснилось, что основное время ловли тратится на выматывание оснастки с большого расстояния. Так возник спрос на катушки с большим передаточным числом. На первый взгляд, чем выше передаточное число, тем лучше, поскольку с одинаковым успехом можно осуществлять скоростную проводку при ловле жереха и самую медленную при ловле щуки на воблеры. Однако здесь необходимо учитывать, что с повышением передаточного числа резко падает мощность катушки. Из своего опыта могу сказать, что при соотношении 6:1 о силовой спиннинговой ловле речи уже быть не может.

Поэтому для спиннинга вполне годятся катушки с передаточным числом от 4,2 до 5,2. В средней полосе, где трофеи более 2 кг попадаются редко, подойдут катушки с передаточным числом 5,2, а для тяжелого джига лучше использовать модели с числом не более 4,7. Существует мнение, что катушки фирмы Daiwa имеют силовую направленность, а изделия Shimano скоростную. Это мнение бытует уже много лет, и трудно понять, на чем оно основано. Обе фирмы имеют очень широкие модельные ряды, и в каждом можно подобрать модели с любыми характеристиками, так что выбор в основном зависит от вкуса и привычек рыболова.

Передний или задний фрикцион

Многие рыболовы уверены, что передний фрикцион больше всего подходит для спиннинга, задний — для остальных видов ловли. С этим можно было бы и поспорить, если бы я сам не был приверженцем использования в спиннинге катушек с передним тормозом. Правда, во многом это связано у меня с привычкой: когда-то я начинал с нашего родного «Дельфина». Тем не менее чисто конструктивно модели различаются, что может иметь значение при выборе катушки. У заднего тормоза ось проходит через всю катушку и фрикционные шайбы стоят в самом конце корпуса. Это немного уменьшает тормозное усилие, а кроме того, накладывает ограничение на размер шайб, так как большие просто негде разместить в корпусе. Когда же шайбы расположены в шпуле, диаметр которой всегда превышает ширину корпуса, они могут быть значительно больше как по размеру, так и по количеству. Единственный плюс заднего фрикциона в том, что шпулю можно сменить одним движением, в отличие от переднего, где приходится отвинчивать регулировочную гайку.

Качество укладки лески

Существует такая шутка: от качества укладки лески на вашей катушке зависит, насколько вы богаты. Как и в любой шутке, здесь есть значительная доля истины. Дело в том, что в последнее время в спиннинге используются по большей части плетеные шнуры. При всех достоинствах их цена довольно высока и не опускается ниже 500 рублей за 100 метров. К тому же если при ловле на ультралайт или легкий спиннинг такой длины достаточно, то в более тяжелом спиннинге требуется еще большая размотка, так что цена шнура значительно возрастает. От качества укладки шнура непосредственно зависит, сколько он вам прослужит. Если при намотке появляются бугры и провалы, то при забросах со шпули будут слетать петли, что часто заканчивается узлами и обрывами.

Качество укладки во многом зависит от точности и качества изготовления механизма катушки и качества сборки. Плохая намотка бывает или по причине некачественной обработки деталей механизма, или из-за неправильного положения шпули на валу. В последнем случае его можно поправить, используя регулировочные шайбы. Если намотка смещена к заднему бортику, можно убрать одну шайбу из-под шпули; если леска «набегает» на передний бортик, придется добавить шайбу. Эта работа достаточно кропотливая, так как невозможно заранее сказать, шайба какой толщины потребуется. Многие производители поставляют регулировочные шайбы в комплекте, в других случаях их приходится изготовлять самостоятельно. При регулировке надо учитывать, что начинать надо с самых тонких шайб.

Одно время существовало увлечение катушками, оснащенными шпулями c обратным конусом: передний торец такой шпули имеет больший диаметр, чем задний. Эту систему разработала Daiwa — по мнению конструкторов, такая шпуля позволяет улучшить намотку и снизить возможность сброса петель. Однако если посмотреть на дело внимательно, то приходишь к выводу, что конусность шпули здесь, скорее всего, ни при чем. Я много ловил подобными катушками и пожаловаться на них не могу, но однозначно сказать, что это именно благодаря обратному конусу, все-таки не берусь. На хороших моделях сброс петель вообще бывает крайне редко, так что, возможно, все дело не в обратном конусе, а просто в высоком качестве механизма.

В последнее время почти все катушки, начиная со среднего ценового диапазона, имеют перекрестную намотку, которая позволяет избежать продавливания верхних витков лески в нижние. Это достигается или применением бесконечного винта, или применением шестерен с определенным шагом. На дорогих моделях используются и более сложные виды намотки. В частности, на Twin Power серии FA стоит S-система, при которой во время вращения катушки шток выходит быстрее, а возвращается медленнее. На моделях Daiwa используется другая система, но результат тот же: обеспечивается ровная намотка, исключающая проваливание витков.

Бортик шпули

Считается, что бортик шпули обязательно должен иметь покрытие из нитрида титана. Это очень твердый сплав и достаточно дорогой. Если бортик анодирован им, это, безусловно, хорошо: качество поверхности бортика шпули во многом определяет и дальность заброса приманки, и срок службы лески, особенно плетеной. Поэтому многие считают, что чем тверже бортик и чем он лучше отполирован, тем лучше. Это действительно так, но есть одно «но». С такими шпулями надо обращаться очень аккуратно. Если на бортике, покрытом нитридом титана, произошел скол, заполировать его не удастся и придется искать новую шпулю. А вот обычный металлический бортик, даже изготовленный из титана, заполировать можно, хотя это лучше делать не в домашних условия, а в мастерской. Сейчас катушки средней ценовой группы нередко комплектуются пластиковыми шпулями с металлическим бортиком. Это тоже вполне рабочий вариант: срок их службы меньше, чем у цельноточеных металлических, но зато много меньше и цена.

Чему отдать предпочтение

Последнее, на чем хотелось бы остановиться, это вопрос, который нередко задают покупатели в магазинах. Чему отдать предпочтение: изделиям малоизвестных фирм или дешевым сериям грандов катушкостроения? Одно время ответ был очевидным: пусть и дешевая катушка, но от Daiwa или Shimano Однако сейчас многие патентованные разработки этих фирм используются другими, более мелкими фирмами. Иногда две фирмы начинают совместное производство. В частности, Cormoran выпускает очень неплохие катушки совместно с Daiwa, причем идут они под логотипом Cormoran, но изготовляются на том же заводе, что и Daiwa.

И все-таки, исходя из своего опыта, могу сказать, что если есть возможность купить хорошую катушку известной фирмы, то стоит на это пойти. Скажем, ресурс, заложенный в Certate от Daiwa или Twin Power серии PG от Shimano, значительно больше, чем в более дешевых сериях, не говоря уже об изделиях мелких фирм. Если с деньгами сложно, лучше остановиться на бюджетных сериях известных фирм. Контроль качества здесь, как правило, значительно выше, чем на более мелких производствах. Кроме этого, на таких моделях раньше, чем на изделиях конкурентов, начинают использоваться новые разработки и технологии.

Выбирая катушку для новой снасти, не стоит обольщаться рекламными обещаниями производителей. Чудес здесь не бывает, и высококачественная катушка никогда не будет стоить дешево. Но с другой стороны, среди множества предлагаемых моделей вполне реально подобрать рабочий вариант за более или менее умеренные деньги. Для этого только нужно четко себе представлять, что именно вам требуется, и не придавать слишком большое значение разным модным атрибутам, которые далеко не всегда оказываются оправданными на практике.

автор Тимофей ЗЫКИН

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яндекс.Метрика