Лодка ПВХ — лодка для мобильных рыболовов

Идея написать такую статью или снять учебный фильм возникла давно. Связано это в первую очередь с большим количеством вопросов, задаваемых на страницах интернет-сайтов или просто в разговорах между рыболовами, на тему: какая лодка лучше, каковы у той или иной плюсы и минусы, как лодку собирать или разбирать, как хранить, перевозить и т.д., и т.п. Почему бы не начать этот долгий разговор о «боевой подруге» как раз в период запрета для маломерных судов с мотором? Возможно, кто-то за это время почерпнёт что-то полезное для себя и своей лодки и подготовится к сезону. А тот, кто стоит перед мучительным выбором, какую лодку покупать, причём с оглядкой на углубляющийся кризис, всё же примет решение и потратит кровные денежки именно на ту «подругу», которая его устроит в большей степени. Итак, по порядку.

О разновидностях

ПВХ лодки с транцем под мотор делятся на три основные вида: а) лодки с надувным дном; в) лодки с вклеенным днищем (RIB); с) лодки с наборным жёстким дном (пойолами). Теперь коротко рассмотрим их характеристики. Лодки с надувным дном в свою очередь делятся на лодки с надувным вкладышем-полом (AIR DECK) и лодки с надувным отсеком-дном, образующим киль и «жёсткое» дно одновременно. Основным плюсом этих лодок является относительная простота и удобство сборки-разборки. Почему относительная, я объясню ниже. Также к плюсам можно отнести лёгкий вес как в разобранном, так и собранном виде. Последнее, конечно, немаловажно, т.к. после сборки лодку надо ещё доставить к воде. Или перенести её на мелководье через препятствие в несколько пар рук. Иногда это 2-3 метра, а иногда и значительно больше. Самый же большой минус означенных лодок — маленькое пространство кокпита (внутреннее пространство) и очень низкое расположение сидений (банок). Это создаёт довольно ощутимый дискомфорт на рыбалке. Также из минусов можно выделить более слабые ходовые качества, чем у остальных ПВХ лодок. Это связано с недостаточной жёсткостью конструкции.

Лодки с вклеенным днищем RIB ну очень удобные. Я бы даже сказал — шикарные лодки на воде. Но вот на берегу они выдвигают ряд требований. Таких как транспортировка на прицепе, специальное место для хранения между навигациями… И цена этих лодок достаточно высока. Теперь лодки с наборным жёстким дном. Их тоже можно разделить на две группы: с пойолами из алюминия и с пойолами из ламинированной водостойкой фанеры. Алюминиевое дно чуть-чуть легче «деревянного», но алюминий иногда ломается, что ограничивает его использование. Вообще-то о преимуществах тех или иных лодок можно написать много. Да и написано уже немало статей, коммерческих и не очень. Пусть этим занимаются производители и рекламисты. Я провёл лишь небольшой экскурс, так сказать вступление, чтобы было понятно, почему лодки с наборным жёстким дном стали самыми массовыми из ПВХ лодок у нас в стране. Хочу подчеркнуть, что это лишь моё субъективное мнение, основанное на личном опыте, личных взглядах на рыбалку и вытекающих из этого требований к лодке. Основная же задача статьи — рассказать об особенностях эксплуатации ПВХ лодок, а также о нюансах и тонкостях, применяемых мной для облегчения этой самой эксплуатации.

Речь пойдёт о конкретной лодке «Лидер», которая есть у меня и у моих друзей. Почему именно о ней? Во-первых, потому что, как я уже сказал, «Лидер» у меня есть и нет другой лодки для образца — а опыт что-то, да значит. Во-вторых, потому что она мне просто нравится. А в-третьих, именно в отношении «Лидеров»я слышу ошибочные заявления, что, мол, их трудно собирать и разбирать. Обсуждать будем без особого упора на модель. Я, например, сменил уже три модели этой фирмы, нынешняя — четвёртая, и принципиальных различий между ними не обнаружил.

Теперь по порядку о сборке, которая для некоторых — «сложная». Когда я приезжаю на рыбалку, то первым делом определяю место сборки лодки. Очень важный момент: место должно быть максимально ровным, от этого зависит лёгкость сборки. Иногда можно высушить семь потов, но так и не собрать лодку, если неправильно выбрана площадка. Следует избегать впадин и бугров размерами от 1/3 самой лодки до чуть больше неё. Насколько издевательски звучит фраза «выберите ровную площадку», насколько закономерен возмущённый вопрос «где же я найду такую площадку на природе?!», задаваемый многими начинающими пользователями ПВХашек, настолько категоричным будет ответ: я за многие годы практически еженедельных поездок на рыбалку находил нужную площадку без проблем.

Не рекомендую собирать лодку на песке, за исключением тех случаев, когда другого выбора нет. Я считаю, что лучше чуть напрячься, доставляя собранную лодку к воде, чем мучиться на песке. Также важно выбрать расположение самой площадки. Надо понимать, что спустить, например, с обрыва собранную и накачанную лодку гораздо сложнее, чем упакованную в отдельные сумки по частям. Мы с друзьями обычно так и делаем: спускаем с обрыва, если таковой имеется, сумки с лодкой, а потом уже собираем и подносим к воде. Выбор площадки ещё зависит от насоса, используемого при накачке. Если насос ножной, то особых проблем с выбором места нет. А если насос электрический и надо подъехать к месту накачки на машине, то это, конечно, несколько ограничивает выбор места сборки. Поэтому я всегда стараюсь взять с собой запасной аккумулятор, чтоб не привязываться к машине. Вообще, желательно всегда с собой возить ножной насос, который идёт в комплекте с лодкой, потому как электрические насосы имеют, мягко говоря, неприятную привычку ломаться в самый неподходящий момент.

С насосом не так всё просто

Немного о насосах и аксессуарах к ним. Насос должен быть двухсторонним, то есть работать на накачку (нагнетание) и на откачку воздуха. В основном насосы, используемые в нашем рыболовном коллективе — итальянской фирмы «Браво». Других я просто не встречал. У «Браво» не очень качественные шланги, но их можно заменить, когда совсем «поломаются», на шланг от стиральной машины или на поливочный диаметром 3/4 дюйма. Только шланг надо выбирать усиленный, который не «ломается». У «бравовских» электронасосов в комплекте идут переходники разного диаметра с «перекладинкой» внутри — такие переходники я рекомендую использовать вместо того, что идёт в комплекте с лодкой. Эта самая «перекладинка» отжимает клапан, когда вставляется переходник, и накачка идёт в открытый клапан.

А когда переходник вынимается, то клапан закрывается сам. Такой переходник в крайнем случае, если нигде не получится найти, можно сделать самому из обычного переходника, который идёт в комплекте с ножным насосом. Я делал так: сверлил отверстия в стенках переходника и вставлял туда гвоздь с обрезанной шляпкой. Только отверстия делал меньшего диаметра, чем гвоздь, а длина гвоздя должна быть подобрана так, чтобы он не выступал за края пластмассы, иначе гвоздь будет царапать стенки клапана. Некоторые используют электронасос для матрасов, накачивая объём в баллонах лодки, а потом ножным насосом «добивают» до нужного давления.

Андрей ОГАРКОВ

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яндекс.Метрика